Всё больше украинцев предпочитает покупать б/у автомобили из США. Но с недавнего времени с этим возникли серьёзные проблемы. Уполномоченные органы сертификации просто не выдают сертификаты соответствия на американские транспортные средства. Т.е. автомобиль можно ввезти на территорию Украины, растаможить, но дальше, до постановки его на первый учет, когда необходимо получить сертификат - возникает проблема. Машины в буквальном смысле "зависают" между таможней и Сервисными центрами МВД.
Причина отказа – в несоответствии американских стандартов европейским. Это касается практически всего: начиная от оптики, которая даёт не такой пучок света, до элементов безопасности, имеющих не такую маркировку (при этом соответствующих европейским станддартам). Но если габариты можно заменить, то менять пиропатроны эирбегов или преднатяжители ремней очень сложно, и, более того, не всегда возможно – здесь действительно могут быть отличия в креплениях на самом кузове и не всегда можно найти ремни с нужной этикеткой.
С этим сталкиваются владельцы всех марок автомобилей. Проблема сертификации коснулась и электрокаров, которые ввозятся компанией АвтоЭнтерпрайз - самым крупным официальным дилером электромобилей в Украине. За последние 9 месяцев нами были ввезены электромобили, за которые были выплачены налоги в размере 2 млн. грн. Многие из этих машин уже куплены, но владельцы не могут их использовать по причине невозможности прохождения сертификации. Стоит отметить, что все электромобили поставляются в Украину уже с пробегом. Таким образом, заведомо становится невозможным приобретение электротранспорта. Т.е. раньше западные автомобили не имели проблем, а сейчас они стали "неподходящими".
За последние 6 месяцев сертификацией, согласно решению Минэкономразвития, могут заниматься лишь 6 государственных институтов, тогда как раньше было более 100 частных и государственных учреждений, которые выдавали такие сертификаты. Это привело к удорожанию услуг с 300-400 грн до 3-3,5 тыс. грн, а также к созданию очереди на прохождение сертификации, которая на сегодня составляет более 5000 тыс. машин. При всём этом, российские и китайские автомобили сертифицированы.
Таким образом, на рынке сложилась проблема, когда компании ввозят автомобили в страну, растаможивают их и продают населению, но граждане не могут поставить их на учет, поскольку в сервисных центрах МВД у них не принимают купленные ранее сертификаты УкрСЕПРО. Если раньше в Украину завозилось 300-400 подержанных автомобилей в день, то теперь не завозят и 100. Это создаёт проблему не только для автовладельцев, но и для компании. При том, что АвтоЭнтерпрайз исправно платит налоги государству, мы не можем продолжать работать в прежнем объёме, от которого также зависит обеспечение рабочих мест для граждан.
При подписании Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, Министерство взяло на себя обязательства об отмене сертификации как таковой. Но на сегодняшний день известно, что Министерство инфраструктуры собирается делать новую систему сертификации. Таким образом, необходимо предпринять активные меры для урегулирования проблемы, ставшей на пути развития автотранспорта в Украине.